October 19, 2022

Почему люди заикаются?

Чтобы исправить какую-то проблему, прежде всего необходимо ее осознать: как выглядит проблема, в чем ее причины. Ведь “то как мы видим проблему - это и есть проблема” (С. Кови). Это, в том числе относится и к заиканию. В этой статье мы будем заново осознавать эту проблему, а также детально разберем на части механику заикания: что является триггером к заиканию, как заикание “работает” и почему оно “работает” по-разному у разных людей.

Механика речи

Чтобы понять механику заикания, прежде всего необходимо понять как человек разговаривает.

Упрощенно можно сказать, что речь - это голос облаченный в смысловую форму. То есть, чтобы произнести речь, необходимо сначала понять, о чём будем говорить,  затем произнести звук (звук произведенный с помощью голосового аппарата - это голос).

Этапы производства звуков в голосовом аппарате:

  1. Создание воздушного потока. Тут два варианта - ты либо вдыхаешь, либо выдыхаешь воздух из лёгких;
  2. Фонация. Ты напрягаешь или расслабляешь голосовые связки, соответственно увеличиваешь или уменьшаешь вибрации;
  3. Орально-нозальный. Ты направляешь воздух через рот для ротовых звуков или в нос для носовых звуков.
  4. Артикуляция. Финальный этап формирования звука, ты воздействуешь на звук губами и языком.

Соответственно для произнесения каждого звука, есть инструкция в терминах этих четырех этапов. Например, инструкция для звука “Л”:

  1. Выдыхаешь воздух из легких;
  2. Связки напряжены и вибрируют;
  3. Направляешь воздух через рот, а не через нос;
  4. Воздействуешь на звук губами и языком:
    • язык касается альвеолярного отростка (передняя часть верхней челюсти, содержащая альвеолы - углубления, в которых находятся корни зубов);
    • воздушная струя проходит по бокам языка.

Подробнее про этапы произнесения звуков можно посмотреть здесь

Если хотите посмотреть это видео на русском языке, то в Яндекс браузере есть закадровый перевод видео

Этапы производства речи

Итак, представим, что мы уже знаем, какое слово хотим сказать. У нас также уже есть инструкция как произносятся звуки. Что нам нужно, чтобы сказать это слово:

  1. Разобрать слово на звуки
  2. Найти для каждого звука инструкцию его произнесения
  3. Запланировать по времени выполнение каждой инструкции
  4. Проконтролировать выполнение

Как мозг все это делает?

Существуют различные модели объясняющие как работает синтез речи мозгом, однако, мы не будем углубляться и остановимся на классической модели:

  • Область Вернике - отвечает за распознавание речи других людей и в том числе своей речи. Посылает сигнал области Брока, когда нужно что-либо произнести.
  • Область Брока - кодирует речевые сигналы. Посылает сигналы определенным областям моторной коры
  • Моторная кора - планирует, контролирует выполнение движений человеком. Получает сигнал от области Брока, активирует черепные нервы (Спойлер, тут будет кое-что интересное:))
  • Черепные нервы - активируют соответствующие группы мышц. В частности в производстве речи активируются лицевой нерв, языкоглоточный нерв, блуждающий нерв, добавочный нерв, подъязычный нерв.

Механика заикания

Итак мы подошли к самому интересному: что является триггером к заиканию и как “работает” заикание.

Утверждается, что человеческий мозг имеет две параллельные моторные системы (системы, участвующие в планировании и выполнении движений, в том числе в производстве речи). В соответствии с этой моделью обе системы способны подавать сигналы движения, но при несколько разных условиях:

  • Латеральная система, состоящая из латеральной премоторной коры и мозжечка, активна, когда движение контролируется осознанно. Например, когда речь идет в темпе метронома.
  • Медиальная система, состоящая из базальных ганглиев и моторной коры, работает на автомате. Эта система является доминирующей при спонтанной речи.

Заикание связано с нарушением медиальной системы, но когда контроль смещается с медиальной на латеральную систему, проблема обходится стороной. Это относится к эффекту метронома, чтению в унисон, имитации акцента и ролевой игре. Кроме того, есть данные исследований, подтверждающие, что именно латеральная система является доминирующей для сигналов движения во время пения и ритмичной речи, условий, которые, как известно, улучшают беглость речи.

Эти выводы подтверждают исследования, которые проводились с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). В результате обнаружили аномальную активацию в области, связанной с задачами оценки времени при планировании произнесения звуков. Именно в этой области находятся базальные ганглии.

Базальные ганглии

Базальные ганглии являются крупнейшими подкорковыми структурами в переднем мозге человека, и они влияют на моторную функцию, автоматизацию действий, эмоции и обучение.

Для понимания механики заикания, ученые исследуют не только моменты, когда присутствуют запинки, но также когда заикание отсутствует. Одним из таких состояний является «эффект ритма»: заикающиеся люди обычно бегло говорят под метроном. Благодаря сравнению таких состояний было выявлено, что для заикающихся людей характерна дисфункции базальных ганглиев. В норме базальные ганглии обеспечивают «сигналы начала» для слогов, а когда они сбоят, такие сигналы теряются.

В подтверждение важной роли базальных ганглиев в заикания есть еще несколько доводов:

  1. При заикании приобретенном вследствие органических поражений мозга, часто поражаются базальные ганглии;
  2. Препараты, показавшие явный эффект на заикание, воздействуют на дофаминовую систему. Дофамин является ключевым медиатором, который регулирует функцию базальных ганглиев.
  3. Моторные расстройства базальных ганглиев усиливаются при стрессе и улучшаются в расслабленных условиях.

Почему медиальная система и в частности базальные ганглии дают сбой?

В исследовании от 2021 года учёные выяснили, что у страдающих заиканием людей более высокий уровень железа в тканях головного мозга. Это приводит к повышению уровня дофамина или лизосомную дисфункцию, оба из которых влияют на медиальную систему.

В 2019 году группа исследователей под руководством доктора Драйны использовала модели мышей, чтобы продемонстрировать, что уменьшение объема астроцитов в мозолистом теле головного мозга может оказывать влияния на заикание. Эти астроциты представляют собой звездообразные клетки, которые поддерживают передачу сообщений внутри мозга, а мозолистое тело представляет собой мостовидную структуру, соединяющую два полушария.

Однако проблема всех этих исследований в том, что они выявляют корреляцию, но не причинно-следственную связь. Чтобы провести полноценной исследование, необходимо смоделировать мозг таким образом, чтобы научиться воздействовать на него различными факторами, которые возможно вызывают заикание и замерять уровень заикания. Поэтому механизм заикания до конца не изучен.

Причины появления заикания

Если механизм заикания не до конца изучен, что уж говорить о причинах заикания. Поэтому тут мы не будем долго задерживаться. Однако отметим, что предполагается, что заикание вызывается совокупностью факторов, и что есть 3 группы факторов:

  1. Органические. К таким причинам относятся: травмы и тяжелые инфекции головного мозга (особенно в детском возрасте); инфаркты или инсульты головного мозга; поражения нервной системы, травмы плода во время беременности;
  2. Психогенные: стрессы разной интенсивности в совокупности с высокой впечатлительностью ребенка;
  3. Биологические: наследственность, переучивание леворукости в раннем возрасте.

Заключение

Для производства речи, мозг преобразует мысли в слова, разбирает слова на звуки, для каждого звука находит инструкцию его произнесения, планирует по времени и контролирует выполнение каждой инструкции. Сбой наступает при запуске “сигналов начала” для сегментов двигательной последовательности, то есть слогов. И сбой связан с работой моторных отделов мозга: базальных ганглиев, моторной коры. К сожалению, современные исследования так и не пришли к единому выводу, что приводит к этому сбою. Однако можно сделать следующие выводы:

  • На правильную работу моторных отделов мозга влияет массу факторов: расстройства нервной системы, физического здоровья, особенности речевой системы, психологические особенности. Поэтому процесс работы над устранением заиканием должен быть комплексным и системным.
  • Стоит смещать контроль с медиальной на латеральную систему - чтение под метроном, чтение в унисон, имитация акцента, отложенная обратная связь. Со временем новая речь без запинок автоматизируется и больше не будет требовать контроля, так как переходит в медиальную систему.

Приходите к нам на курс по исправлению заикания stamcat.ru

Мы гарантируем, что курс вам поможет и вернем деньги, если нет.